Жил на свете мудрый старик, который весь свой век служил у хана табунщиком. У него было три сына. Умер он и оставил им в наследство на всех одного коня. Но хоть и не оставил он сыновьям богатства, зато унаследовали они от старика его мудрость — выросли все трое на диво умными. Да и конь им достался не какой-нибудь! Не было на свете скакуна резвее. Шаг у него был ровный. С миской воды в руках на нем скачи — капли не прольет. Тело у него было крепкое. Уши чуткие. В глазах радость светилась… Так хорош был этот конь, что его приметили конокрады. И вот однажды, когда братьев не было дома, сломали они стену в конюшне и увели коня. — Если не найдем нашего скакуна, даром мы на свете живем, зря хлеб жуем,—сказали братья и отправились в путь, Много дорог они исходили, во многих аулах побывали.; но нигде не находили своего коня. Пришли однажды в большой аул, зашли на просторный двор. Вышел навстречу сам хозяин, пригласил их в дом. — Откуда вы, гости? Куда идете? Или, может, что ищете? — Коня у нас украли… Вот и ходим по свету, ищем. Не видал ли ты его? — А какой он, ваш конь? — Конь у нас — лучше не бывает! Нет в мире резвее его. Шаг у него ровный. С миской воды скачи — капли не прольешь. Тело у него крепкое. Уши чуткие. В глазах радость светится… Услышал хозяин эти слова и побледнел. А братьям сердце говорит: здесь их конь! — Верни нам коня. Мы ничего плохого тебе не сделаем,— сказали они. — Да кто вам сказал, что конь ваш здесь? Нет его у меня,— уверял хозяин. — А мы — гадальщики,— ответили ему братья.—Про коня мы точно знаем! А еще, если хочешь, можем угадать, что ты держишь в руке. У хозяина в руке был зажат орех. — Что же у меня в руке? — спросил он. — Мне кажется, у той штуки, что ты зажал в кулак, кора крепкая,— сказал, подумав, старший брат. — А если кора крепкая, может быть, оно круглое?—сказал средний. — А если кора крепкая и оно круглое, значит, это орех!— сказал младший. Задрожал хозяин от страха. — Берите вашу лошадь и уезжайте, бога ради! Только поверьте мне: ни у кою я ее не украл. Я купил. Братья очень обрадовались, что нашли своего коня, и отправились в обратный путь. Вот едут они и видят: в одном ауле посреди богатого двора собралась толпа людей, шумят, о чем-то между собой спорят. — О чем у вас спор идет? — спросил старший брат. — Умер наш князь и оставил двух сыновей. И они никак не поделят между собой наследство. Уже целую неделю мы заняты тем, что помогаем им добро делить. Всех стариков на совет собрали, а толку не видать. Может, вы поможете? Посоветовались между собой три брата. — Попробуем! — говорят. Пригласили их в дом. там заседают князья, да дворяне, да всякие богачи. И старший сын покойного князя сказал: — Рассудите нас, гости! Умирая, отец завещал нам двоим все свое богатство — золото и серебро, табуны и отары, дома и конюшни, дедовское ружье, украшенное золотом, и драгоценный камень изумруд. И взял с нас три клятвы. «Если не сумеете поделить между собой поровну золото, серебро и постройки, стада, табуны и отары,— сказал отец,—поклянитесь, что поделите все так, как поделил я сам в этом сундуке. Что наверху лежит — твое, старший, что внизу лежит— твое, младший». И отец показал на сундук у изголовья… Стали мы имущество делить, никак поровну не разделим. И открыли мы сундук, как поклялись. А в сундуке, вот поглядите сами: сверху щепки да кости, а внизу одни черепки. Как же этот мусор разделить? Как выполнить первую клятву?! А вторая клятва была такая. «Если станете ссориться из-за дедовского ружья,— сказал отец,— пусть ружье достанется тому, кто меня больше любит». И в этом мы поклялись. Но ведь мы оба—сыновья своего отца, оба его любим. Как же нам быть? Кому достанется ружье?! А третья наша клятва была вот какая,-«Изумруд надвое не расколешь,— сказал отец.—-Пусть его получит тот из вас, кто правдивее». И на том дали мы клятву. Но я — не лжец. И брат мой — не лгун. Кому же из нас двоих взять изумруд?! Таков наш спор, почтенные гости, и мы боимся, чтоб не кончился он великой враждой. — Нас здесь трое приехало,— ответил старший из трех братьев,— а у вас как раз три тяжбы. Первую тяжбу я возьму на себя. Спор о ружье решит мой средний брат. А кому из вас присудить изумруд, подумает наш младший… Теперь скажите мне вы, сыновья князя, какое дело вам больше всего по душе? — Мне больше всего по душе выводить чистокровных коней и растить отары,— ответил старший сын князя.. — А я больше всего на свете люблю деньги,— сказал младший сын князя-. — Чем был ваш отец богаче: золотом и серебром или постройками.и скотом?—спросил старший брат. — Всего имел он поровну,— ответили наследники в один голос. — Тогда отец ваш оделил вас справедливо и разумно. Каждому оставил наследство по его склонности. Кости и щепки — это скот и постройки. Они лежат сверху, и он завешал их старшему сыну… Черепки — это золото и серебро. Он оставил их младшему. Так что первую клятву выполнить не трудно. Подивился народ уму старшего брата, а сыновья князя обрадовались и остались очень довольны. Закончилась первая тяжба, и встал теперь средний брат. — Кому достанется драгоценное ружье, я скажу завтра,— сказал он.— Вы же привезите воз глины, велите ее хорошо замесить и оставьте меня одного. Привезли воз глины. Замесили. Пошел средний брат к вдове князя и тайно попросил у нее княжескую одежду. Вылепил из глины статую, нарядил в княжеский наряд. А когда все было готово, прикрыл статую покрывалом и позвал княгиню. — Похожа эта статуя на князя?—спросил он, приподняв покрывало. Княгиня даже заплакала: — Ой, как похожа! Вот в назначенный срок позвал всех средний брат и сказал наследникам: — Ружье достанется тому, кто больше любит отца. Так ведь?—снял со статуи покрывало и говорит.– Ну, а теперь стреляйте, я посмотрю, кто из вас самый меткий. Схватил ружье старший сын князя, прицелился хорошенько и попал прямо в грудь статуи, туда, где сердце. — Славно стреляешь! Меткий стрелок!— усмехнулся средний брат. Зарядили ружье и протянули его младшему сыну князя. Взял тот. Долго-долго прицеливался… А потом вздохнул и опустил ружье. — Что же ты?—спрашивают его. — Не могу!—отвечает он.— Вспомнил я отца моего живого— нет, не могу! — Вот ты любишь отца по-настоящему, поэтому ружье принадлежит тебе, — сказал средний брат. Подивился народ его уму. И тогда встал младший брат. — Теперь мой черед судить, кому изумруд достанется,— сказал он.— Принесите-ка сюда две миски воску. Принесли, как он велел, две миски воску, — Я хочу знать, какой величины был и как выглядел изумруд, о котором вы спорите. Возьмите воск, разойдитесь по разным углам и вылепите мне этот изумруд. Старший сын князя вылепил из воска что-то подобное конской головке. А младший вернул свой воск нетронутым. — Отец никогда не показывал нам своего изумруда. Как же я могу его вылепить?— сказал он, — Хоть ты и уверял, что никогда не обманываешь, а все-таки ты лжец!—указал младший брат на старшего наследника. И отдал изумруд младшему княжескому сыну. Так рассудили три брата все три спорных дела, которые не под силу было рассудить даже мудрым старикам, и поехали не спеша дальше своей дорогой. Вернулись домой, и коня своего любимого привели, и зажили мирно и дружно. Но была у них одна забота. Очень хотелось братьям иметь свое поле! А земля кругом вся в руках у князей да богатеев. И в ближних местах братья искали, и в дальних — нет ни клочка свободной земли… Думали они, думали и надумали. Были братья люди молодые, а решили стать на вид людьми почтенными, чтобы встречали их с уважением. — Шесть месяцев братья бород и усов не брили. Обросли, как медведи. Нарядились в суконные черкески, наточили кинжалы, по два пистолета за пояс заткнули. Палки взяли и отправились к князю, у которого было много земли. Смело зашли во двор и крикнули во весь голос: — Эй, кто в доме есть? Вышел слуга и, как глянул на их лица, испугался и стал низко кланяться. Ну, опомнился все же от испуга, повел их в дом. Сели гости, а слуга стоит, во все глаза на них смотрит. Потом побежал к княгине и докладывает: так, мол, и так, прибыли к нам гости, чудища волосатые. Между собой разговаривают, но ртов у них нет, даже смотреть страшно. — А это мы увидим, есть у них рты или нет,— сказала княгиня и велела слуге подать гостям меду. Поставили перед гостями столик-треножку, а на нем полное блюдо меду. Гости рукава засучили, пальцы в мед обмакнули, по усам провели, усы закрутили, рты открыли и давай мед уплетать. Поели, умылись, и снова ртов у них не стало. — Да-а,— говорит княгиня, — это, видно, гости не простые! Князь вернется, сам их угостит на славу. А пока я угостить должна. Кликнула княгиня служанку. — Беги в курятник, поймай самого жирного петуха. Пошла служанка, притащила самого большого, жирного петуха. А братья видели это через окно. — Домашнего вестника уже понесли, — сказал старший брат. — А коли понесли, значит, скоро на трехногой лошади прискачет,— откликнулся средний. — Не видать ему добра, коли прискачет, — добавил младший.— Мы его на куски разорвем и через узкие ворота протолкнем! Когда гости между собой так разговаривали, слуга возле них стоял. Рот разинул, слушает, а о чем говорят — не понимает. Пошел, княгине доложил: так, мол, и так, гости друг другу загадки загадывают. — Какие там загадки!—рассердилась княгиня.— Домашний вестник — это наш петух. Трехногая лошадь — это столик-треножка, на котором курятину подадут, а узкие ворота — это горло… Поздно вечером вернулся домой сам князь, и княгиня рассказала ему, какие у них в доме гости. У князя даже сон пропал, все о волосатых гостях думал. Наутро вышел он в кунацкую и, как увидел медвежьи лица трех братьев, даже попятился. Приказал князь для гостей барана зарезать. Сам их потчевал. И три дня резали для них по барану и шло в княжеском доме угощение. На четвертый день спрашивает князь: — Откуда вы, гости? Какое дело у вас? — Мы люди дальние,— отвечают братья.— Просим у тебя, дай нам земли. Много не надо! Хоть бы столько, сколько шкурами трех бы-ков обхватим. «Вот чудаки, немного же просят!» — подивился в душе князь и говорит: — Хорошо, дам вам сколько просите. — Только смотри, не передумай!—сказали братья.— Кто нас обманет, мы тому не прощаем! — Я не из тех, кто слова не держит,— гордо ответил князь.— Сказал — и кончено! Убили братья трех быков, содрали с них шкуры и пошли на княжеское поле. Тут они шку— ры разрезали сначала на ремни, а потом на тонкие полоски. Связали братья полоски в один длинный-предлинный шнур и пошли землю обхватывать. Как увидел князь такое дело, за голову схватился. — Эх,— говорит,— не думал я, что они меня так проведут! Но что мог князь поделать?! Сам слово дал. Спорить нечего. Отмерили братья себе большое поле и уже с тех пор никуда не ездили. Стали спокойно жить-поживать, свою землю пахать.

Поделитесь своими мыслями
Будьте первыми, расскажите, что вы думаете, и узнайте мнение других участников.
Добавить обсуждение
Рубрикатор