Однажды ребе Исраэль из Ружина слушал некоего хасида, который превозносил достоинства своего учителя, ребе Моше Цви из Саврана.
— Ребе Моше — человек необычайной скромности, — говорил хасид. — Он считает себя недостойным даже самых незначительных проявлений почтения со стороны окружающих.
Хасид сделал паузу, ожидая, что ребе Исраэль похвалит его учителя за скромность, но тот молчал. Хасид продолжил:
— В одном местечке настолько почитают моего ребе, что всякий раз, как он туда приезжает, чуть ли не все местные жители выходят его встречать.
— И это доставляет ему беспокойство? — спросил ребе Исраэль.
— Ещё какое! Помню, вначале он сказал, что люди, должно быть, восхищены совершенством конструкции и изяществом отделки его экипажа. Затем ребе высказал надежду, что люди любуются его лошадьми. Но, в конце концов, он понял, что горожане чтят его самого. Ребе стало так грустно из-за суетности людей, что его начало тошнить. Шум, который устроили в честь прибытия ребе, был настолько ему неприятен, что его просто вырвало!
— Глупец! — воскликнул ребе Исраэль. — Вот несчастье! Неужели нельзя было отреагировать на оказанную честь иначе, кроме как рвотой? Да ведь всё так просто: оказывают тебе почести — просто принимай их, не оказывают — вообще о них не думай; много ли они значат, в конце концов? Нашего бедного брата вырвало не от самих почестей, но от чрезмерной одержимости ими.
Комментарий Рами Шапиро Хасиды ценят скромность, считая её признаком духовной зрелости. Но что такое скромность? В этой притче мы встретим три её вида. Первый, насквозь фальшивый вид смирения: ребе Моше высказывает предположение, что люди на улице восхищаются его экипажем и лошадьми, а не им самим. Такое замечание могло ввести в заблуждение преданного ему ученика, но не нас. Ребе Моше прекрасно знал, что люди пришли почтить именно его, а не лошадей.
Второй вид скромности ближе к подлинному смирению, но и в нём ещё немало фальши; мы сталкиваемся с этим в эпизоде, когда ребе тошнит. Его желудок отказывается принимать пищу, поскольку ребе-де убеждён, что не заслуживает оказываемого ему почтения. Ребе Моше одержим идеей собственного ничтожества, но подобная одержимость как раз и говорит о том, что он ещё слишком эгоистичен и тщеславен. В таких случаях человек напоминает лису, потупившуюся от скромности при виде курятника.
Подлинной скромности учит ребе Исраэль: когда тебе оказывают почести, принимай их спокойно; если же почести обходят тебя стороной, спокойно оставайся и сам в стороне. Не придавай почестям особого значения, но и не подчёркивай их тщетность. Они как дождь: приходят и уходят; глупо вообще поднимать шум по этому поводу.
То, что человек не поднимает шума, доказывает его духовную зрелость в большей степени, чем показная скромность. Тот, кто жаждет поклонения окружающих, и тот, кто бежит от такого поклонения, одинаково вовлечены в собственную личностную драму. Лучше просто позволить событиям идти своим чередом и не делать вид, будто тебя-то всё это не касается.