Ребе Фишль из Стрихова каждый вечер свершал один и тот же своего рода ритуал — перед сном неизменно выпивал стакан водки. Сначала благословлял доверху наполненный стакан, затем осушал его до дна и громко произносил, обращаясь к Богу: «Ле Хаим, Рибоно шел Олам» — «Источник Жизни и Жизнь всего живого! Доброй ночи, Рибоно шел Олам!» После чего, сполоснув стакан, отправлялся спать.
Когда об этом в городе стали повсюду судачить, ученики попросили своего ребе объяснить им смысл этих странных действий. Ребе Фишль спросил у них:
— Разделяет ли Бог человеческие страдания?
— Да, — ответили хасидим, — нас учили, что Бог страдает страданиями людей.
— А раз так, — продолжил ребе, — значит, Он и радостями нашими радуется? И если б мир получал от страданий своих передышку на ночь, то и Бог мог бы обрести ночной покой, верно?
— Верно, — подтвердили ученики.
— Ну вот, я и желаю Творцу спокойной ночи, помогая Ему отойти ко сну. А Он, в свою очередь, даёт отдых всем страждущим мира сего!
Комментарий Рами Шапиро Может ли Бог страдать или радоваться? Не превыше ли Он всего этого? Ответ будет зависеть от того, каким мы Бога видим. Если Он есть Единство всего и вся — а именно так считают хасиды, — тогда Он не чужд радостей и страданий. Фактически, Он испытывает радость и страдание посредством человека, через нас. Как волна есть проявление океана в данной точке времени и пространства, так и ты являешь собой Бога в тех или иных жизненных ситуациях. Конечно, ты — не весь Бог; но весь ты — Бог. Ты — то, как Бог растит детей, выгуливает собаку, гладит кота или выносит мусор. Ты — то, как Он смеётся и плачет, торжествует и страдает. Если Бог есть всё, значит, Он — сам ты. И если Бог — это ты, который ведает в своей жизни и радость, и боль, стало быть, Он тоже — через тебя — испытывает то и другое. Ребе Фишль знает это и старается действовать соответственно. Он стремится доставить Богу удовольствие, делая что-то приятное другим людям. Какая замечательная духовная практика! Только представь себе: все твои действия доставляют Творцу Вселенной либо удовольствие, либо боль. Разве не должно тогда делать всё возможное, чтобы удовольствие довести до максимума, а боль — до минимума? Разве не нужно стараться, чтобы все твои действия были истинно благими, а не просто разумными и полезными?