Ученик размышлял о жизненных препятствиях:
— Человек рождается немощным, но потом учится ходить, читать, писать. Подгоняемый холодом, он строит себе жильё и шьёт одежды. Гонимый голодом, он ищет и добывает себе пищу, создавая запасы на неблагоприятный период. Создавая нечто, он вынужден защищать всё это от своего неприятеля-соседа. Влюбляясь, он добивается расположения к себе предмета своего воздыхания. Учась, он расширяет свои горизонты познания, но умножает скорбь, начиная всё больше понимать несовершенство и преходящее того, к чему стремился и чему отдал так много сил. Некоторые говорят о бытии, как о единстве и борьбе противоположностей. Сократ говорил о достижении истины путём противоборства мнений. Кант утверждал, что, стремясь к цельному и абсолютному знанию, человек неминуемо запутывается в противоречиях. Гегель писал о неком всеобщем методе постижения противоречий… Скажи, учитель, жизнь — это борьба?
— Борьба — это бунт, бунт — это ненависть, ненависть — это разрушение. Человек должен не бороться для того, чтобы победить, одержать верх и подчинить. Он должен искать гармонию между противоположностями, не сталкивать их лбами в непримиримой вражде друг к другу, а гармонизировать их, развивая каждое из них. Борьба — это резкое противопоставление себя, своих идеалов по отношению к окружающему миру. Борьба — это агрессия, которая оборачивается ответными агрессией и ненавистью. Борьба — это нападение в расчёте подавить противника, а не стремление установить с ним бесконфликтные и гармонические отношения, направленные на обоюдное и взаимовыгодное развитие. Человек, не вырвавшийся за рамки ощущений и психологии животного, на агрессию против себя отвечает страхом и бегством. Человек, преодолевший эту грань, но действующий в рамках примитивного эгоцентризма, гордыни и необузданного самомнения, на агрессию против себя отвечает страхом, ненавистью и ответной агрессией, часто ещё более отвратительной, нежели агрессия нападающего. Но, выигрывая тактически, человек безоговорочно проигрывает стратегически. Кажущаяся победа оборачивается со временем безусловным поражением, ибо поражающим фактором здесь служит не агрессия противника, а только собственная ненависть. Тот же человек, который преодолел свою животную природу и вырвался за рамки плоти и плотской философии «око за око, зуб за зуб», на агрессию против себя вряд ли ответит агрессией. Защищать себя без ответной агрессии и ненависти, отплачивая добром за зло и любовью за ненависть, может лишь совершенный человек. Он может проиграть тактически, однако стратегический выигрыш здесь несомненен, ибо созидающим фактором здесь служит собственная любовь.
Пока человек, считающий себя духовной личностью, будет бороться с материальным миром и всем, что ему сопутствует, как порождениями зла и тьмы, или материалист — против духа, как проявлением тёмного мракобесия, победят лишь зло, тьма и тёмное мракобесие. Человек же снова проиграет, ибо выигрыш его не в борьбе или противостоянию в нём двух начал, а лишь в их гармоническом сотрудничестве, ибо дух — это содержание материи, а материя — форма проявления духа. Гармония между материей и духом — это вдох и выдох, расширение и сжатие сердца, мужское и женское начала, совместно дающие жизнь, а порознь ведущие лишь к смерти.