Говорят, Бахауддина Накшбанди спросили однажды о людях, ищущих знаний.
Он отвечал:
— Я дам вам аллегорию, которую не следует воспринимать буквально, но которая отражает человеческую природу.
И он рассказал такую историю:
— Влюблённые в Истину рассказывают, что, когда создавались души живущих, они были спрошены, каким путём они хотят попасть в тело.
И они разделились на четыре части. Первые избрали пеший путь как самый безопасный. Вторые попросили лошадей, так как это потребовало бы меньшего труда. Третьи выбрали ветер, ибо хотели сметать все преграды. Четвёртые выбрали свет, находясь в котором они могли бы понимать и двигаться одновременно.
Эти четыре группы всё ещё существуют, и люди, ищущие истину, подпадают под одну из этих характеристик. Пешеходы — ограниченные в пространстве и скорости имитаторы. Всадники — те, кто полагаются на книги, их конь — убеждения автора. Третьих носит по всему свету. Четвёртые — Суфии.
Говоря о познании, первые привязывают себя к примитивным культам; вторые привержены идеям; третьи — в плену своих предпочтений и замыслов; четвёртые — Суфии.
Мы можем судить о способностях человека по тому, как он предпочитает путешествовать. Первая группа интересуется тем, что они называют техниками; вторая — захватывающими идеями и рассказами; третьим нужно одно за другим; и лишь четвёртые распознают реальность Суфи.