Слово «миф» — греческое. Оно означает сказание, повествование. Мифы – это древнейшие сказания о происхождении мира и человека, о первопредках человека, о том, как возник существующий порядок вещей, о богах и героях, о происхождении жизни.
Мифы играли решающую роль в жизни первобытного человека. Знания древнего человека о мире были чрезвычайно малы. У людей была необходимость как-то объяснять, почему происходит смена дня и ночи, почему изменяются времена года, почему идет дождь или стоит нестерпимый зной, почему одни животные нападают на людей, а другие боятся человека и т. д. В попытке дать объяснение явлениям окружающего мира человек выработал мифы, которые и объясняли происходящее.
Философия культуры исследует не содержание, а формы мифологического воображения. Предметов, тем и мотивов мифологической мысли безгранично много. Нет такого явления природы или общества, которое не могло бы быть истолковано мифологически, но крайней мере, не допускало бы такой интерпретации. У Бэкона, как мы видели, это феномен науки.
Мифологический мир предстает как мир искусственный, как претензия на что-то другое. Порой считалось, что это не вера, а просто притворство, выдумка. Однако сейчас мало кто подходит к мифу с таких позиций. Миф – это, безусловно, вымысел, однако не сознательный, а бессознательный. Никто не вкладывал в миф конкретное, заранее продуманное содержание. Миф оказывался кристаллизацией коллективного бессознательного. Первобытное мышление не осознавало значения своих собственных творений.
По, выходит, нам и не понять этих значений? Такой вывод поспешен. Миф поддается рационалистическому разгадыванию. Мы способны под неисчислимыми масками отыскать подлинный образ. В каком направлении может осуществляться такое постижение мифа? По мнению Кассирера, есть два метода – объективный и субъективный. В первом случае можно попытаться классифицировать объекты мифологической мысли. Во втором – классифицировать ее мотивы.
Мифы всегда ценны для традиционных бесписьменных культур. В них сфокусирована разнообразная информация о месте, где проживает племя, об окружающем животном мире, о способах охоты, о рыбной ловле, о растительных и животных сообществах, о строительстве жилья, изготовлении орудий, но не только о сведениях, прагматически полезных человеку. Миф рассказывает о происхождении человека и космоса, о богах, о праотцах, о будущем. Миф упорядочивает, организует, координирует, регламентирует весь быт архаических народов. Он придает смысл человеческому существованию.
Итак, миф был способом объяснения и познания окружающего мира и средством накопления и передачи жизненного опыта, ценностных представлений, обычаев племени, народности из поколения в поколение.