Цзао-ван ("князь очага"), Цзао-шэнь ("бог очага"), Цзао-цзюнь ("повелитель очага"), Цзао-пуса ("бодхисатва очага"), Дунчу сымин чжу ("повелитель судеб восточного (угла) кухни") — бог кухни — дух, живущий над домашним очагом. Он наблюдает за поведением всех обитателей дома, а в конце года предстает с докладом перед Нефритовым императором. Перед тем, как Цзао-ван отправляется на небеса, домочадцы обычно смазывают медом губы на изображении этого бога, чтобы из уст его лились только сладкие речи.
В различные эпохи существовали разные версии происхождения Цзао-вана В позднесредневековом фольклоре в него превратился некий бедный лентяй Чжан, который кормился за счёт жены. Под новый год жена послала его к своим родителям за рисом, а те, жалея бедствующую дочь, положили на дно мешка серебро. Лентяю надоело тащить тяжелую ношу, и он отдал мешок встречному нищему. Разъярённая жена забила его насмерть, но так как дело было в новогоднюю ночь, временно закопала труп под очагом. Сожалея о содеянном, она потом повесила над очагом поминальную табличку с именем мужа и стала молиться перед ней. С тех пор обычай почитания Чжана в качестве Цзао-вана распространился, по преданию, по всему Китаю. Существуют и другие версии этого сюжета. В религиозных текстах, отражающих верования различных сект, происхождение Цзао-вана объясняется таким образом: в ответ на жалобы духов о том, что им трудно уследить за делами людей, Верховный Нефритовый государь — Юй-ди пригласил святого Чжан Чжаня с горы Куньлунь и повелел ему стать Цзао-ваном. Получив это повеление, Чжан преобразился в 5 владык очага, соответствующих 4 сторонам света и центру, те в свою очередь превратились в 10 тысяч Цзао-ванов, которые и стали наблюдать за людьми во всех домах.